Круговорот музыки в природе

Автор: Дмитрий Циликин

Издание: Inflight Review

Дата: 01.11.2004

Чем совершеннее музыкант, тем ближе он к Богу, тем больше он похож на Бога. В частности, он начинает относиться к искусству с божественным простодушием: "И увидел Бог, что это хорошо". Так же и выдающиеся "классические" музыканты - они давно забросили фанаберии насчет "высокого" и "низкого". И теперь, своими ушами убедившись, "что это хорошо", запросто и с удовольствием сотрудничают с музыкантами, играющими рок, джаз, фолк и все такое прочее - была бы музыка живой и хорошей. В результате на смену критериям жанровой чистоты пришел, как представляется, единственно верный: искусство это - или не искусство.

Судя по всему, тем же критерием руководствуется и фонд "Музыкальный Олимп", возглавляемый Ириной Никитиной. Диапазон артистов, которых он уже несколько сезонов представляет обеим российским столицам, необычайно широк, однако многие из них связаны как раз тем самым взаимным притяжением талантов. Вот, к примеру, в мае два концерта у нас дал невероятный ослепительный Бобби Макферрин, а в январе по его пути пройдет знаменитый виолончелист Йо-Йо Ма, в свое время записавший с Макферрином альбом "Hush". А Катя Лабек, которая в начале декабря выступит в Петербурге и Москве в составе фортепианного дуэта с сестрой Мариэль, выпустила аж три диска с Джоном Маклафлином. И так далее.

Но прежде, в ноябре, "Музыкальный Олимп" устраивает цикл концертов "Шопениана", которые Михаил Плетнев даст вместе со своим - Российским национальным - оркестром: 23-го и 24-го в Большом зале Московской консерватории, 25-го - в Большом зале Петербургской филармонии. После перехода в новый оркестр, образованный для В. Спивакова, изрядного количества музыкантов профессиональное состояние РНО за прошедший год вполне восстановилось - то есть достигло своего прежнего превосходного уровня, так что теперь его основатель смело может уступить дирижерский пульт 26-летнему Андрису Нелсонсу, а сам занять место за роялем. Плетнев - один из самых интересных интерпретаторов Шопена. Его индивидуальное отношение к композитору проявляется не только непосредственно в игре, но и в сочинении оркестровых редакций фортепианных концертов. Обе они включены в нынешнюю программу - вместе с прелюдиями и сюитой из "Шопенианы" Глазунова -Шопена.

Имя Нелсонса уже известно петербургским слушателям - он принимал участие в IX фестивале "Музыкальный Олимп" (май-июнь 2004). А слушателям рижским оно просто хорошо знакомо: второй сезон Андрис занимает пост главного дирижера Латвийской национальной оперы. Приглашением самого Плетнева молодой дирижер обязан рекомендации президента "Олимпа" Ирины Никитиной.

Фортепианную "олимпийскую" эстафету спустя десять дней подхватит дуэт Лабек: 5 декабря сестры играют в московском Зале им. Чайковского, 6-го - в БЗФ. Петербуржцам предстоит составить о них личное впечатление, москвичам - его проверить: дуэт выступал в столице в 2000-м вместе с Кельнским оркестром WDR (его возглавляет Семен Бычков, муж Мариэль), кроме того, Катя Лабек аккомпанировала скрипачке Виктории Мулловой на прошлогоднем Пасхальном фестивале. Вообще же список оркестров и дирижеров, с которыми сотрудничают пианистки, украшен именами Саймона Рэттла, Сейджи Озавы, Зубина Меты, Берлинских филармоников, Бостонского и Чикагского симфонических, а дискография - многочисленными записями на Philips, EMI, Sony Classical. Из своего огромного репертуара, от XVIII века до Бернстайна и Чака Кориа, для российской программы французские пианистки выбрали Моцарта, Равеля, Гершвина и - на радость публике! - Венгерские танцы Брамса.

Наконец, в январской афише благодаря "Музыкальному Олимпу" в качестве звезды первой величины загорится имя Йо-Йо Ма. Этот 49-летний этнический китаец и уроженец Парижа вот уже много лет входит в мировую музыкальную элиту. Более того, он - среди самых продвинутых, ищущих, художественно разнообразных и творчески неуспокоенных ее представителей. В его послужном списке - 15 "Грэмми", вообще же дискография поражает не только размером - полсотни названий, но и всеохватностью. То он записывает программу "Виолончель Вивальди" с Амстердамским оркестром барокко, то - CD бразильской музыки, то мультимедийный диск Пьяццолы, то - целую хрестоматию этнической музыки "Путешествия по Шелковому пути: встречи странников" (кстати, Йо-Йо Ма называет Шелковый путь "Интернетом древнего мира"). Саундтрек знаменитого фильма Энга Ли "Крадущийся тигр, притаившийся дракон" - также работа Йо-Йо Ма. 25 января в БЗК и 26-го в БЗФ он играет со своей постоянной английской партнершей Кэтрин Стотт - собрав Шуберта, Франка, Шостаковича, Пьяццолу в одну весьма интригующую компанию.

Во второй половине сезона фонд "Музыкальный Олимп" представит не менее интересные музыкальные события, одним из которых станет юбилейный X международный фестиваль "Музыкальный Олимп". А знаменитый Ломоносовский фарфоровый завод в Петербурге готовит для каждой из приглашенных "Олимпом" звезд уникальный подарок.