Я верю артисту на сцене. IX фестиваль "Музыкальный Олимп": новые и сверхновые звезды

Автор: Лилия ШИТЕНБУРГ

Издание: PULSE

Дата: 01.05.2004

В преддверии IX фестиваля "Музыкальный Олимп" - где выступают только победители престижных мировых музыкальных конкурсов, - интервью "Pulse" дала президент одноименного фонда ИРИНА НИКИТИНА.

Можете ли вы заранее назвать главное событие фестиваля?
Я не хочу никого выделять и, следовательно, называть. Главное отличие нашего фестиваля от остальных в абсолютном отсутствии звездности. Мы хотим показать не звезд, а плеяду, поколение, только-только выходящее на сцену. Общее у этих музыкантов - профессиональная и спортивная подготовка, так как все они - лауреаты конкурсов, а на конкурсах надо быть готовым к самым экстремальным ситуациям. Ситуация в музыке безумно отличается от того, что было 100 лет назад. Безумная скорость движения. Утром музыкант играет в Торонто, вечером в Токио, через день - в Петербурге. С той же улыбкой, тем же качеством, тем же умением. Раньше музыканты более походили на поэтов. А сейчас они уже не имеют возможности ждать вдохновения. Они должны испытывать вдохновение в нужном месте и в нужное время.

Как изменилась организация фестиваля?
Программа идет блоками: "Фортепьяно", "Скрипка" и так далее. Раньше ситуация была щекотливой и щадящей. Приезжают лауреаты самых разных конкурсов, и было как-то неудобно ставить вместе обладателя первой премии конкурса королевы Елизаветы и победителя конкурса Шопена. Теперь мы решили, что стыдиться нечего. Что же стыдного в том, что "тебе лучше удается это, а мне-это"?

Как бы вы определили в двух словах характер "Олимпа"?
Некоммерческий, пропагандистский, демократический, ясный и цельный характер. Не хочу размывать фестиваль звездами, типа: "у нас Аббадо, все идите на концерт!" За девять лет мы достигли того, что участие в "Олимпе" стало знаком качества. Хотя это вовсе не значит, что наш фонд не работает со звездами в рамках других проектов.

Какова география девятого "Олимпа"?
В нем участвует порядка 15-20 стран. Из новых стран будет представлена Австралия. Композитор Ян Монро - вот ведь, все-таки заставили меня назвать имя - получил первую премию конкурса королевы Елизаветы. Мы включаем в фестиваль не только исполнителей, но и композиторов. Мы же в XXI веке живем. Нельзя питаться только прошлым. Наш фестиваль для любознательных и любопытных, а не для обычной, ностальгически настроенной публики.

Какое влияние на музыку оказывает новая технологическая ситуация в мире?
Проблема в том, что менеджеры готовят некоторых музыкантов исключительно к записям на СD и они не выдерживают концертного, гигантского труда. СD или клип можно готовить месяц, два, год, это искусство не совсем живое. Но век подарил такие возможности и публика должна сама разобраться, чего хочет, красивого СD в машине или пережить что-то непосредственно. Я верю артисту на сцене. Искусство должно быть живым.