04 июня 2004

Взошли на Олимп

Автор: Гюляра Садых-Заде 

Дата: 04.06.2004

На последнем концерте фестиваля "Музыкальный Олимп" зал Санкт-Петербургской филармонии был полон, несмотря на то что имена выступавших молодых пианистов не были известны никому. Публика пришла, привлеченная брендом "Олимпа": за девять лет существования фестиваль сумел доказать, что привозит в Петербург только лучших из лучших.

"Парад победителей" - так привычно обозначают концепцию фестиваля. Действительно, целую неделю в лучших залах города играют и поют лауреаты престижнейших международных конкурсов. Условия отбора просты и строги: молодой музыкант должен быть обладателем Гран-при либо первой или второй премии какого-нибудь из недавних конкурсов. Президент фонда и худрук фестиваля "Музыкальный Олимп" Ирина Никитина придумала свой проект, дабы помочь одаренным молодым исполнителям вписаться в мировой концертный процесс. Многие из тех, кто выступал на прошлых фестивалях, стали звездами экстракласса: например, всемирно известные скрипачи Николай Цнайдер. Бенджамен Шмидт и Леонидас Кавакос.

Петербургский "Олимп" старается замечать молодых на взлете - когда они уже обрели наилучшую артистическую форму, но еще не распробовали высоких гонораров: финал нынешнего "Олимпа" в этом смысле вышел особо показательным. Четыре молодых пианиста сыграли четыре хрестоматийных фортепианных концерта; аккомпанировал заслуженный коллектив России, "первый" филармонический оркестр - это само по себе повышало статус мероприятия и было честью для новоиспеченных лауреатов. За пультом стоял Всеволод Полонский, одаренный дирижер и композитор "питерской выделки", живущий и работающий ныне в Париже. Для него, недавнего лауреата дирижерских конкурсов в Безансоне и Кракове, этот концерт стал испытанием на мастерство. Общеизвестно, что аккомпанировать, да еще молодым неопытным исполнителям, непросто: нужно внимательно следить за солистом, ловить его темпы, поддерживать и развивать предложенную им интерпретацию. Полонский доказал, что умеет сопроводить солиста самым выигрышным для последнего образом. Невероятно похожий внешне на молодого Мравинского, дирижер вел своих подопечных бережно и аккуратно, словно заботливая нянька.

Первой выступала юная китаянка Рейчел Чен Вей Джин - Двадцатый концерт Моцарта девочка сыграла по-детски грациозно и наивно, с удивительной для столь нежного возраста осмысленностью. Ее земляк, восемнадцатилетний Вэн Ю Шен, лауреат конкурса Королевы Елизаветы, вступил в борьбу с Третьим концертом Рахманинова. В целом Рахманинова пианист одолел, однако чувство ритма было не в порядке, да и в содержательном смысле концерт вышел невыразительным. Во втором отделении дело пошло на лад: оба пианиста - Борис Гильтбург из Израиля (в прошлом москвич) и Сергей Кузнецов (москвич в настоящем) - оказались яркими, цельными и зрелыми музыкантами. Впрочем, в немалой степени вторая часть концерта прошла превосходно именно благодаря искусству, такту и музыкальности дирижера Всеволода Полонского.