Автор: Марина Скульская
Издание: Журнал "Берег"
Дата: 01.09.2005
Ирина, на сайте "Музыкального Олимпа" можно найти полную и подробную информацию о фестивале, его участниках и партнерах, но там нет ни слова о его рождении.
Тогда давайте это восполним. Я с удовольствием расскажу, как возник фестиваль. Как пианистка, в свое время я участвовала и побеждала на многих конкурсах. Серьезная травма руки лишила меня возможности продолжать карьеру, тут и возникла идея создания фестиваля "Музыкальный Олимп". Я знаю, как тяжело приходится молодым одаренным музыкантам, которые часто оказываются после конкурса в вакууме. Их никто не ждет, на пару лет им нужно забыть о своих амбициях и встать в "общую очередь". Для них я и придумала фестиваль, родившийся в 1996 году. Это было последний год Собчака, команда которого мне очень помогла в осуществлении нового для города проекта.
За десять лет "Музыкальный Олимп" совершенно не изменился?
Не путайте, пожалуйста, фестиваль и фонд "Музыкальный Олимп?" Фестиваль остается верен свой основной идее, а деятельность фонда находится в постоянном развитии. Со временем нам захотелось выйти за определенные, нами же установленные строгие рамки, поэтому мы стали искать, придумывать и воплощать новые идеи. Появились такие проекты, как "Экспресс-линия Санкт-Петербург - Москва", в рамках которой мы организуем концертные серии "Изысканный китч", "Портреты", "Маэстро", "Парад оркестров". Их главная цель - привезти в Россию звезд, известных за рубежом и неизвестных у нас в стране. Или же известных, но никогда не приезжавших в Россию.
Мы также работаем с российскими музыкантами: осуществили несколько больших концертных проектов с Михаилом Плетневым.
Чем отличается нынешний "Музыкальный Олимп" от предыдущих фестивалей?
Наши ежегодные фестивали различаются именами участников. Ведь концерты "Музыкального Олимпа" - это своеобразные показательные выступления лучших музыкантов-призеров международных или национальных конкурсов. Я пользуюсь сейчас языком спортивного комментатора, но в данном случае он уместен, поскольку точно отражает суть происходящего.
Дух захватывает от игры каждого музыканта?
Возраст победителей конкурсов, которые приглашаются на фестиваль, от 15 до 30 лет. Поэтому у каждого свой темперамент, своя манера, свой опыт. Каждый слушатель находит своих фаворитов.
Вы приглашаете только победителей конкурсов?
Иногда наши участники становятся лауреатами не одного, а нескольких конкурсов. Безусловно, я прислушиваюсь к своему внутреннему чутью, которое может подсказать мне, например, что второй призер выступил намного лучше, богаче победителя. Победитель может сыграть просто блестяще, но вторая или третья премии могут быть намного интереснее, драматичнее. Именно таких музыкантов мы и приглашаем на наш фестиваль.
Насколько Ваш выбор объективен?
Выбор не только за мной, но и за организационным комитетом фестиваля, но все равно, это сумма субъективных мнений. Мы также можем прислушаться к авторитетному мнению известных музыкантов.
Назовите звезд, появившихся благодаря вашему фестивалю?
Николай Цнайдер, Саяка Седзи, Хенри Сигфридсон, Сергей Хачатрян, Илья Грингольц
Фестиваль всегда собирает полные залы поклонников хорошей музыки?
Если это концерты в Эрмитажном театре - да, это всегда аншлаг, если в Филармонии - это зависит от программы, от дня недели, погоды, года… помните тяжелый 1998-ой, например, многим тогда было не до музыки.
Билеты дороже, чем на обычные концерты?
Дешевле. Невозможно требовать от людей больших затрат на музыкантов, о которых они, возможно, даже не слышали. И потом "Музыкальный Олимп" - некоммерческий проект.
Вам интересна только классическая музыка?
Фестивалю - да. Но фонду "Музыкальный Олимп" интересны самые разные направления, например, джаз. Ведь именно мы организовали приезд Дайаны Кролл и Бобби Макферрина в Москву и Петербург. Кстати, 10 июля Бобби Макферрин опять приедет в Москву с единственным концертом.
Что Вы пророчите классической музыке? Не обречена ли она на медленное умирание, забвение?
Уверена, что нет. Журналисты, которые потворствуют вкусам так называемого большинства, считающего классику музыкой позавчерашнего дня, напрасно кривят душой. Каждый из нас должен что-то созидать. "Музыкальный Олимп" поддерживает молодых музыкантов, которые оказываются в непростом мире профессионалов. Попадая в обойму концертной жизни, юные дарования нередко растрачивают свой дар, не имеют возможности развиваться дальше. Ведь вдохновение " это такая хрупкая субстанция. Ее легко разрушить, в том числе и абсолютным благополучием. Почему азиатские музыканты совершают такие прорывы в музыке? Потому что им иначе не выжить. Надеюсь, однако, что наша мощная российская духовность справиться с любыми социальными недугами.