Автор: Юрий Светов
Издание: Журнал "Экспресс"
Дата: 01.08.2005
Прекрасный пианист, подлинная петербурженка во всех проявлениях, Ирина Никитина 10 лет назад придумала музыкальный фестиваль, каких нет нигде в мире. За это ей признательны сотни лауреатов из разных стран.
- Первый вопрос навеян известной миниатюрой Жванецкого о том, может, в консерватории что-то подправить надо. Вы получили консерваторское образование, оно вам в жизни помогает?
Консерватория - это храм музыки, там она всегда звучит, туда приходят для того, чтобы учиться понимать музыку, познать ее. Не все люди способны услышать то, что они слышат. Важен твой педагог, твой "гуру" в мире музыки. Исполнителю он помогает найти верный путь в творчестве, не разлюбить музыку.
- Ваш отец и дядя - известные музыканты, т.е. жизненный путь был предопределен?
Если кем и задан, то бабушкой. Она очень любила музыку, передала эту любовь сыновьям, потом мне. Отец довольно скептически относился к моим занятиям, мол, что от девочки ждать.
- Какова конкурентоспособность отечественного музыкального образования?
Упала, к сожалению. После перестройки пошатнулось финансирование всех сфер культурной жизни, уехали многие хорошие педагоги. Сейчас тенденция изменилась, люди начали возвращаться. Молодежь стала серьезнее относиться к профессии музыканта. Быть на волне успеха - особое искусство. Не надо забывать о том, что внутренний мир художника не у всех легко совместим с современной коммерциализацией. Американское музыкальное образование, даже в Джульярдской школе, изначально строится на спортивных принципах, важна крепкая игра в любых условиях. У нас больше ценится художественная сторона исполнения. Возьмите учеников Станислава Нейгауза, каждый - личность!
- Вы обладатель премий нескольких престижных музыкальных конкурсов. Это пригодилось в жизни?
Особенно в начале исполнительской карьеры. В советское время иного пути выхода на мировую арену не было, только через победу на международном конкурсе. Вспомните, тогда в любых состязаниях - спорт, искусство - представители СССР занимали высокие места. Стать известным деятелем искусства было престижно, они получали дополнительные блага. Потом все неожиданно обрушилось, и к этому многие были не готовы.
- Как пришли к идее проводить "Музыкальный Олимп"?
Я много концертировала по всему миру, но в 1995 году травмировала палец и выпала из профессии пианиста безвозвратно. Надо было пересматривать свое место в искусстве, в жизни. Но у меня такой характер, что никогда не унываю, в любой ситуации ищу позитивный выход. Так и произошло перерождение пианиста-исполнителя в продюсера. В этом тоже был элемент игры, ведь в нашей стране такой профессии не было. Представила себя на месте молодого музыканта, лауреата международного конкурса и стала рассуждать - что бы я хотела после победы? Родилась идея фестиваля "Музыкальный Олимп" - ежегодного "парада победителей" крупнейших международных конкурсов. Несмотря на простоту замысла, он оказался уникальным. Мне поверили, в почетный комитет "Олимпа" вошли знаменитые музыканты К.Аббадо, Г.Вишневская, В.Гергиев, П.Доминго, М.Кабалье, З.Мета, М.Ростропович, Ю.Темирканов, Д.Хворостовский, М.Янсонс. Фестиваль проходит под покровительством Всемирной федерации Международных конкурсов и Министерства культуры и массовых коммуникаций России.
- Сколько в мире музыкальных конкурсов и лауреатов?
Во Всемирной федерации Международных музыкальных конкурсов состоят около 120 конкурсов, но многие из них проводятся не каждый год. Лауреатов и призеров, наверно, больше тысячи. За 10 лет на нашем фестивале выступило более 270 человек из 47 стран.
- Традиционный вопрос для каждой вашей пресс-конференции по поводу "Музыкального Олимпа" - кто из его участников стал мировой знаменитостью?
Наш фестиваль дает слушателям замечательную возможность увидеть восход карьеры мировых звезд. Примерно 20 участников "Музыкального Олимпа" уже входят в число лучших музыкантов современности. Они стали очень востребованными исполнителями, но никогда не отказываются снова приехать на наш фестиваль. Сергей Хачатрян был у нас 4 года назад, сейчас получил Гран-при на конкурсе Королевы Елизаветы в Брюсселе и сразу заявил о желании участвовать в следующем "Олимпе".
- Каков средний возраст участников фестиваля?
Старше всех вокалисты и дирижеры, они могут выходить на конкурсы в возрасте до 35 лет. Самой молодой была 11-летняя девочка из Китая - Рейчел Чен Вей Чжин, победившая на конкурсе В.Горовица (участница фестиваля 2004 г.). В 2000 году приезжала 14-летняя японская скрипачка Саяка Седзи, нынче она открывала фестиваль в концертном зале им.П.И.Чайковского, когда впервые "Музыкальный Олимп" пришел в Москву.
- С мифологического Олимпа Зевс время от времени сбрасывал провинившихся богов. Есть случаи падения с музыкального Олимпа?
Падение слишком судьбоносное понятие. Мы ведь не отвечаем за судьбу музыканта, просто помогаем ему на первом этапе быть услышанным. Надо отметить, что петербургская публика очень точно слышит качество исполнения, и музыкант, поддержанный ею, может рассчитывать на успех во многих залах. На самом первом "Олимпе" огромный успех имел пианист Эльдар Небольсин, музыкант "милостью божьей". Но у таких людей линия жизни может делать неожиданные изгибы, особенно когда человек подпадает под чужое влияние. К счастью, сила воли Эльдара в критический момент развернула его в правильном направлении. На Десятом "Олимпе" он играл так, что было видно - музыкант прошел через собственную боль, преодолел страдания, за этим всегда следует творческий рост. Недавняя безоговорочная победа Эльдара на конкурсе им.С.Рихтера в Москве - еще одно доказательство его мастерства.
- Страдание благотворно для музыканта?
Нужен баланс тела, ума и духа. Надо осознать свой дар и правильно его воспринимать - не растрачивать впустую, беречь и развивать. На одном таланте не проживешь. Посмотрите на настоящих звезд Голливуда, все они очень много работают. А в мире исполнительства выход на первые роли музыкантов из Японии, Китая, Кореи связан с их гигантской работоспособностью, желанием прорваться во что бы то ни стало. Музыкант на сцене один, спрятаться не за кого и не за что. Общение с публикой через музыку требует интеллектуальной подготовки и исполнитель должен ею обладать. То, что пережил, перечувствовал в своей жизни, несомненно, помогает стать ближе слушателям.
- Как удается привлекать спонсоров?
Сначала было очень трудно. Мы частный фонд, у нас нет ни своего оркестра, ни здания. Есть идеи, есть умение организовывать проекты, которые нравятся людям в разных странах. Российская публика знающая, тонкая, мыслящая. Но провал 90-х годов привел к частичной утрате понимания исполнительских тенденций в мире. Порой слушатели очень настороженно относятся к концертам, где участвуют музыканты из стран, традиционно считавшихся некой исполнительской провинцией, например, Корея, Китай. А это давно не так. Поэтому очень радует, как тепло был воспринят 26 мая в Москве концерт-открытие "Музыкального Олимпа". Как только мы приобрели известность, находить спонсоров стало легче. В Цюрихе (Швейцария) активно действует Клуб друзей фестиваля "Музыкальный Олимп". Сейчас у нас в работе много новых проектов.
- Помимо музыки, какие увлечения?
Человек я любознательный, интересуюсь многим. Убеждена, именно в любознательности секрет молодости. Люблю плавание, дайвинг, занимаюсь йогой, медитацией, изучаю различные религии. Много летаю, использую это время, чтобы отоспаться и почитать. Особенно современную литературу. В последнее время интересуюсь новыми публикациями о Сталине.
- Почему вдруг?
Считаю его центральной фигурой ХХ века, не до конца прочувствованной и понятой. Человек, который умудрялся воздействовать на людей так, что его все боялись. Но и он всех боялся! Несмотря на абсолютную власть, ни он сам, ни его дети ничего не имели в собственности. А везде в мире сегодня власть влечет за собой огромные деньги.
- Каково жить на два дома - в России и Швейцарии?
На самом деле живу сразу как бы в пяти мирах. Главный из них - самолет, словно мячик для пинг-понга кидает меня от города к городу. Потом Москва, Швейцария, Петербург. Еще поездки в рамках "Диалога цивилизаций".
- Это что за организация?
Это Мировой общественный форум, организованный Центром национальной славы России. Попечительский совет Центра национальной славы возглавляет Владимир Иванович Якунин, с которым мы знакомы много лет, он и привлек меня к этой работе. Была в составе российской делегации на Родосе, Кубе, а немецкий фонд Герберта Квандта в этом году собрал на Гавайях 60 молодых мировых лидеров, среди 4 россиян оказалась и я. Обсуждалась тема "Доверие в современном мире".
- Помню, что встречал Владимира Путина на первом фестивале, когда он уже не был вице-мэром.
Тогда вся команда Собчака активно помогала "Музыкальному Олимпу", Анатолий Александрович любил музыку и по-доброму "подтягивал" соратников к ней. После него городская власть такого интереса к классической музыке не проявляла. Может, оно и к лучшему, что из бюджета нас не финансируют, "Олимп" фестиваль независимый.
- Правда ли, что вы учили музыке дочерей Путина?
Слава Богу, познакомилась с Владимиром Владимировичем задолго до его прихода во власть. Это семья, в которой всегда было большое уважение к музыке.
- А ваша дочь интересуется музыкой?
Играет на рояле, пробует виолончель, дует в саксофон. Но в профессиональные музыканты не собирается. В свои 14 лет она тяготеет к языкам, международным проблемам. Думаю, вполне может работать в ООН, заниматься миротворческой деятельностью. Смотрит футбол "Россия - Швейцария" и молится, чтобы была ничья.
- Вы инициатор совместного российско-австрийского проекта "Бал Иоганна Штрауса". Не приходилось слышать упреки, будто это похоже на пир во время чумы?
Когда начинали в 99 году, было такое. Мне же хотелось этими балами доставить радость людям, послать сигнал - надо радоваться сейчас. С тех пор ежегодно балы мы организуем сами, каждому балу придумывается новое фантазийное название. И для меня как организатора дело чести провести бал на достойном уровне, чтобы люди долго вспоминали о нем как о чем-то счастливом в их жизни. В России есть тенденции изменений к лучшему, нужно ими воспользоваться. Мне очень нравится работать в Москве, надеюсь, что "Музыкальный Олимп" станет фестивалем двух наших столиц. А еще мы начинаем проекты, которые, надеюсь, выйдут за привычные рамки нашей деятельности.