19 мая 2005

Ирина Никитина: Я хотела стать стюардессой, но стала директором

Автор: Владимир Дудин   
Издание: Вечерний Петербург   
Дата: 19.05.2005

Международный фестиваль "Музыкальный Олимп" отмечает в этом году свое десятилетие. И все эти годы у его руля стоит хрупкая, элегантная и очень молодая женщина - Ирина Никитина. Ее тезка и однофамилица в фильме Александрова "Весна" ставит эксперименты с солнечной энергией и в кино снимается. Самой Никитиной тоже на месте не сидится.

- Признаюсь, я мечтала стать стюардессой, просто всегда стеснялась об этом сказать. Кстати, в связи с моим образом жизни в последнее время летаю чудовищно много.

Если появляется перерыв в два-три дня - это очень хорошо. Но я к этому совершенно привыкла. Самолет для меня - естественное явление. В самолете я либо сплю, либо смотрю фильм. Очень люблю кино, пытаюсь уследить за новинками нашими и не нашими.

- Ваша карьера начиналась как карьера концертирующей пианистки, и тем не менее вы сменили род деятельности.
- Решение оказалось вынужденным, поскольку у меня был серьезно травмирован палец. В течение двух лет этот палец находился в согнутом состоянии. Но судьба никогда не дает случайных испытаний. Думаю, что внутренне к переменам я была готова. У меня слишком непоседливый характер и темперамент.
Мне кажется, для того, чтобы быть великим художни-ком, нужна большая концентрация воли. В том случае, когда интересно многое другое, становится очень сложно. Мне все время казалось, что, если я замкнусь на одном, - это не мое.

- Талант исполнителя перерос в талант организатора?
- Если человек способный, если ему вообще интересно жить - а мы остаемся молодыми, пока любопытны и любознательны, - тогда можно проявить себя во многих сферах.

- Вам стал интересен этот фестивальный проект?
- Да. Часто что-то возникает тогда, когда вам кажется, что вы чем-то не удовлетворены, чего-то недостает, что-то можно улучшить, когда наблюдение над чем-то вызывает грусть или несогласие. Подобные чувства вызывала российская филармоническая афиша 1995-1996 года. Поскольку я активно всегда жила на два мира - российский и западный, - я видела чудовищную разницу между двумя афишами - тем, что творилось там и здесь. После перестройки все покатилось вниз. Это сейчас начинает что-то налаживаться - как мне кажется, потому, что улучшается вкус.

- Ваш фестиваль, насколько я понимаю, тоже призван этот вкус воспитывать?
- Я бы не стала так утверждать. Сегодня фестиваль показывает, как выглядит этот самый мировой музыкальный Олимп. Фестиваль знакомит нас в Петербурге (в этом году и в Москве) с молодыми, только что стартовавшими музыкантами. Можно назвать десятка два имен тех, кто прошел через фестиваль и уже занял высочайшую планку в музыкальном мире. Одноименному же фонду уже десять лет, и у него появилось много других, быть может, более громких проектов.

- Подозреваю, что при всех достижениях фестиваля вам иногда приходится сталкиваться с человеческой привычкой, косностью. Новые имена - никаких гарантий ни для слушателей, ни для руководителей концертных залов.
- Конечно. Но вы знаете, в этом плане я фестивалем и себя воспитываю. Приезжая в любой город любой страны и завидев те или иные неизвестные имена на афишах, задумываюсь и сама: а кто это? Дальше - вижу имя организатора, задумываюсь еще больше. Если имя серьезное, смело иду на концерт.

- А какое время сегодня переживает "институт вундеркинда"? Интерес к чудо-детям сохраняется?
- Интерес к детям сохраняется очень большой. Есть много фондов в России, которые патронируют такие персоны, как Ростропович, Спиваков. Из какого-то фонда вышел, кажется, и Денис Мацуев. Но мне думается, что Мацуев состоялся бы и без фонда, просто это произошло бы другим путем. Конечно, когда мы говорим о ребятах из провинции, нужно помнить, к примеру, о новосибирской школе скрипача Захара Брона и подумать, провинция ли это. Два самых громких имени - Венгеров и Репин, два ученика Брона, два вундеркинда, которые состоялись как личности.
Главное - предоставить всем свободу развития. Именно на этом этапе часто случается перекос. Многое зависит от педагога. Опасно ориентировать детей на коммерческие проекты. Не каждый ребенок способен пережить и переварить это.

- В 2002 году в Швейцарии Вы выступали с докладом "Силы созидания и разрушения в бизнесе, политике и культуре". Что это за силы?
- В основном я говорила о роли женщины. Эта организация, где я делала доклад, женская, но не феминистская, объединявшая работающих женщин, яростно выступала за права женщин. Феминистки - это американки. В Швейцарии феминисток нет, там женщины порядочные, готовые работать меньше, лишь бы им платили больше.
В докладе я говорила о том, что никогда не замечала в культуре половых различий. Представьте себе оперу без женщин, балет без балерин. В культуре вообще все началось значительно раньше, чем в бизнесе и политике, культура позволила женской природе проявиться. Женская энергия, на мой взгляд, более созидательна. Мужчины действуют в основном с позиции силы. В этом смысле общество находится в дисбалансе, пожалуй, во всем мире. Женщина от природы может сделать то, чего не может мужчина, - доказывать не надо. В жизни женщина действительно способна играть творческую роль. Так же и в бизнесе и политике.
В России в сравнении с другими странами не хуже. Как наши женщины одеваются, что говорят? Иностранки диву даются и, завидев разодетую в меха русскую женщину, комментируют: "это может только русская". Почему? Потому что у нее внутренняя свобода? Мне кажется, что мы не боимся жить и живем сегодня так, потому что завтра этого может не быть.

- Вы сохраняете психологию русской?
- Я очень адаптирована на Западе, но люблю Азию, Восток, часто гоняю на Цейлон, в Индию, занимаюсь йогой, аюрведой, собираюсь встретиться с далай-ламой. Я себя нигде не чувствую чужой. Хотя это большая работа. Раньше я часто чувствовала себя чужой. Возможно, в новом ощущении - проявление зрелости.

- Фестиваль начинался при Собчаке, продолжается при Путине…

- Да, начинался ярко, с красивым букетом. При Собчаке петербургская жизнь была очень украшена его присутствием на действительно красивых и интересных проектах - на концертах, в театрах. Было видно, что человек это любит и понимает. Фестивалю очень помогло то, что начинался он при Собчаке. Были открыты все двери. После него двери, конечно, никто не закрывал, но… Мы находимся там, где мы находимся. Из Москвы сегодня интереса больше. Наш фестиваль живет во многом на спонсорскую помощь московских людей.

- Многим кажется, что в Петербурге несколько скупее те, кто может заниматься меценатством.
- В Петербурге тоже есть свои люди, которые открывают все двери, которые повлияли на эту гостеприимность, поэтому в другом месте фестиваль я не представляю.
Скупее? Нет. Просто здесь нет того жирка, что в Москве. Здесь - другие возможности. И обвинять здесь некого и не в чем. Хотя благополучный слой за эти годы в Петербурге появился. Это заметно со стороны. Жирок определенного благосостояния и, соответственно, благодушия заметен все больше.

- Российский бизнес окультурился?
- Да, у него появляется серьезный вкус - вкус благородный. И потому у нас есть огромный шанс опередить весь мир. Русский человек много образованнее и начитаннее, во многом заинтересованнее. Не могу назвать тому причину. Просто мы вмещаем в себе больше, наш внутренний мир, как это ни странно звучит, богаче. Отсутствие сытости, преследующее нас долгие поколения, и понимание, что жить надо не только ради удовольствия. Удовольствие - сопровождение жизни, а не цель. В западном обществе удовольствие - цель жизни: некомфорт для них - сугубо личная драма. Мы наслаждаемся, живем здесь и сейчас.
Идентифицировать счастьем с удовольствием - просто бред.