01 мая 2005

Музыка для всех


Автор: Сергей Николаевич

Издание: Elle

Дата: 01.05.2005

"Музыкальный Олимп" особое место в культурной и светской жизни обеих столиц. "Олимп" последовательно выбирает только актуальных персонажей в мире музыки, ценя превыше всего индивидуальность, а не раскрученные имена-брэнды. За этим выбором позиция и вкус создательницы фонда Ирины Никитиной.

На съемку в гостиницу "Балчуг-Кемпински" она пришла в охотничьем костюме. "Пришла" - это какое-то очень медленное и торжественное слово для Ирины Никитиной. Влетела, ворвалась, на ходу поправила волосы, присела на кончик стула, чтобы профессионально улыбнуться в объектив фотографу, и опять рванула куда-то… Вечером концерт в Московской консерватории с участием молодого пианиста из Норвегии Лейфа Ове Андснеса, которого "Музыкальный Олимп" специально пригласил на фестиваль памяти Святослава Рихтера. Имя для отечественной публики совершенно неизвестное, но, оказывается, New York Times уже окрестил его "ярчайшим музыкантом своего поколения", а лучшие залы мира стоят в очередь, чтобы добиться его концертов.

Ирина говорит об этом без всякого высокомерия, свойственного снобам от музыки ("Как, вы не знаете?" и т. д.). Некогда вполне успешная пианистка, вынужденная прервать из-за травмы свою концертную карьеру, она всю свою энергию обратила в деятельность просвещенного продюсера. Она выбрала пространство в мире классической и неклассической музыки, которое до нее было ничейной землей. Такие имена, как вокалист Бобби Макферрин, легендарный дирижер Курт Мазур, джазовое трио Жака Лусье, исполнительница португальского фадо Мизия, большие коллективы, вроде оркестра японского радио и телевидения Эн Эйч Кей под управлением дирижера Шарля Дютуа - все это подвиги и открытия "Музыкального Олимпа". "Я выбираю только тех музыкантов, на чьи концерты пошла бы сама. Это мой принцип", - заявляет Ирина.

С самого начала географию гастрольной деятельности своего фонда Никитина ограничила только двумя столицами, открыв своеобразный музыкальный экспресс-лайн. Петербург по-прежнему остается главной резиденцией "Музыкального Олимпа". Связано это не только с тем, что по рождению и воспитанию она типичная петербурженка, но и потому, что фонд замышлялся ею с высокой целью: возрождения знаменитого концертного зала в Павловске. Увы, одному "Музыкальному Олимпу" это оказалось не под силу. Тут нужны решения и капитальная поддержка на уровне государства. Впрочем, ждать милостей от начальства тоже не в правилах Никитиной. Отсюда идея ежегодных благотворительных балов, которые она проводит в Петергофе, Стрельне и Царском Селе. Одни названия этих балов чего стоят: Золотой, Янтарный, бал "Мистерия". Для богатых туристов-иностранцев - это русская экзотика, а для наших деловых людей - возможность приобщиться к забытым светским обычаям, подтвердить свой статус, козырнуть при случае: "Когда я был на балу в Петергофе…" По нашей жизни звучит, конечно, немного наивно, но Никитина убеждена, что бальные традиции, как и дворцы, нуждаются в том, чтобы их поддерживать, наполнять каким-то новым смыслом, жизнью и музыкой. К тому же собранные средства идут исключительно на благотворительные цели: на помощь музыкальной школе, на проведение концертов и гастролей. Вот круг и замкнулся. Может быть, не слишком об этом задумываясь, Ирина придумала гениальную по своей простоте формулу существования искусства в современном мире: зарабатывать на балах, а тратить на школы и консерватории. Богатые платят, но музыка звучит для всех.

Напоследок интересуюсь: что означает ее костюм амазонки? Оказывается, Ирина увлекается верховой ездой. И все утро провела в седле. "На самом деле хорошо держаться в седле, может быть, не менее сложно, чем сыграть Первый концерт Чайковского", - убеждена Ирина. Но у нее получается и то и другое.